Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Стандартная версия сайта
Включить версию для слабовидящих

       В основу работы руководителей и педколлектива образовательного учреждения по решению указанных проблем был положен программно-целевой метод планирования работы школы. Каждая из программ направлена на воздействие на свою  «точку роста».

Такими программами стали:


Программа «Здоровье»

 Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - ученик, человек, гражданин»

Программа «Подросток», в которую вошли подпрограммы:

                              -  «Подросток и закон»           

                                - «Профилактика правонарушений»

                               - «Подросток и семья»

                               - «Мир спасётся красотой»-,

                              -  «Профилактика употребления ПАВ»

                               - «Профилактика суицидального поведения»

                               - «Профилактика экстремистских настроений среди молодёжи,  формирование установок толерантного сознания»

                                - «Профилактика терроризма»

                             -  «Нравственно-половое воспитание, профилактика половой неприкосновенности несовершеннолетних и жестокого обращения с  детьми»

Программа  «Сотрудничество  семьи и школы»

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса»

Программа по профилактике детского дорожно-транспортных происшествий и изучения правил среди учащихся «Безопасность движения»

Программа воспитания школьников

Программа составлена на основании многолетней  работы педагогов МОУ СШ №3 г. Богородицка. В программе представлены основные педагогические задачи на каждый год обучения с 1-го по 11-й класс, алгоритм их решения, возможные формы работы.

                                     Объяснительная записка

До 1990 г. воспитание учащихся осуществлялось через детские общест­венные организации: октябрятскую, пионерскую, комсомольскую. В 1991 году прошло их упразднение, и  воспитательный процесс остался без четкой программы. Однако каждый учитель осознавал, что ребенку мало дать знания, необходимо максимально подготовить его к самостоятельной жизни. В нашей школе была создана творческая группа, в которую вошли директор школы, за­меститель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая. В течение трех лет велась работа над созданием программы воспитательной работы «Я гражданин России».

Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность педагогов, учащихся к этой работе, материальное и методическое обеспечение.

Воспитание функционально грамотного гражданина следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотным гражданином мы называем гражданина, умеющего реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право, не поддаваться стрессам.

Понятие «гражданственность» мы трактуем как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Сегодня существованию человека угрожают неблагоприятная экология, атом, эгоизация людей. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и чисто пе­дагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Содержание гражданственности отражает взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы должны видеть в нем, прежде всего человека, рожденного для собственного счастья, для возможно более полного выражения идеи человеческой жизни. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения должен рассматриваться как самобытная индивидуальность, личность, которую характеризует единство духовно-нравственного и правового долга.

Главное в программе «Я гражданин России» — системный подход к фор­мированию гражданской позиции школьника, создание условий для самопо­знания и самовоспитания, оптимальное использование педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение учащимися общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, а также выработку индивидуального опыта жизнедеятельностью.

Программа включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России. Программа при всей логике и обязательности основного содержания работы предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

Направления программы «Я гражданин России»

                                                      Я

 

 

                            Школа              Я                 Семья 

 






 
 
 

 

 

                      Отечество         Культура          Планета                     

Рекомендуемые формы реализации направления «Я и Я»

  • Акции милосердия, доброты, помощи нуждающимся.
  • Конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности; классные часы и уроки раздумий о милосердии, доброте.
  • Диспуты: «Добро и зло», «О красоте, моде и хорошем вкусе».
  • Праздники добрых сердец: «Благодать», «Люди в белых халатах», «Вера, Надежда, Любовь», «Чью старость я утешил».
  • Праздники,  концерты, направленные на развитие творческих способностей.
  • Кружки.

Советы классному руководителю

Установите в классе правила, универсальные принципы или нравственные нормы, определяющие отношения друг к другу и к окружающим людям: пожилым, малышам, женщинам, незнакомым, сверстникам. Объявите конкурс на лучшее письмо к самому себе, например, на тему «Какие потенциальные способности во мне не раскрыты?»

Предполагаемый результат деятельности

Воспитание гуманности учащегося: понимания ценности человеческой жизни, заботы, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого досто­инства, милосердия, доброты, способности к состраданию, сопереживания, терпения, доброжелательности.

Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, са­модисциплина.

Формирование гражданского отношения к себе (Я и Я)

Содержание деятельности

В содержание деятельности по данному направлению программы входит осмысление ребенком себя как частички окружающего мира и уверенность в своей значимости.

Задачи

  • Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности.
  • Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способно­стей.
  • Воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры по­ведения.
  • Воспитание ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома в общественных местах, в природе.
  • Формирование потребности самообразования в условиях развития науки, культуры, техники.
  • Формирование морально — волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

Содержание проблемы

Я часть природы, моя жизнь — величайший дар природы. Мое жизненное предназначение. Я носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность. Характерные черты мужчины и женщины. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание — это открытие себя, изучение свойств и качеств своей личности, ее направленности, характера, темперамента, способностей, познавательных процессов. Самообразование — приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.

Формирование гражданского отношения к своей семье (Я и семья)

Содержание деятельности

Основное содержание данного направления — подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

Исходное положение: семья — главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Уча­щиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

Задачи

  • Формировать уважение к членам семьи.
  • Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
  • Формировать понятия сущности основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
  • Формировать умение понимать семейные трудности.

Содержание проблемы

Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия дос­тойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность-основа семьи.

Преемственные связи: деды — родители, родители — дети, дети — внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.

Рекомендуемые формы реализации направления «Я и семья»

  • Родительские недели (изучение семьи и её родословной).
  • Вечера откровенного разговора.
  • Совместные спортивные мероприятия (учителя, дети, родители),
  • Совместные вечера художественного плана (дети, родители, учителя).
  • Концерты «От всей души» (для родителей). 6. Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви, семьи.
  • Конкурсы писем: «Я боготворю свою маму», «Об отце говорю беско­нечно».
  • Школа семейного психолога «В семи известных нотах дом и сын, и ты».

Советы классному руководителю

Особое внимание уделите привлечению ближайших родственников к жизни класса. Организуйте заочные путешествия «Здесь живёт моя семья», праздники семейных династий, встречи «Защитники Родины — мои родственники», «История глазами родственников».

С целью подготовки подростков к будущей семейной жизни организуйте консультации, лектории с участием психологов, врачей, юристов.

Предполагаемый результат деятельности

Сформировать понятия сущности социальных ролей:

  • настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;
  • настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
  • настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим в их работе по дому не создает конфликтов, умеет держать данное слово;
  • настоящая дочь заботиться о благе в своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

Формирование гражданского отношения к школе (Я и школа)

Содержание деятельности

Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьником необходимости научных знаний как условий нор­мальной жизнедеятельности в современном мире.

Исходные положения: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа — источник формирования качеств гражданина.

Задачи

  • Формировать у подростков осознание принадлежности к коллективу, его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы.
  • Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность к сознательному выбору профессии.
  • Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения. Заниматься физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно — гигиенической культуры, туризмом.
  • Воспитывать готовность выполнять Устав школы, быть дисциплинированным, организованным.
  • Учить ценить свое и чужое время, быть точным, служить примером для младших, уметь держать слово.
  • Вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний, сознательном, ответственном и творческом отношении к учению.
  • Вырабатывать умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда.
  • Формировать осознание своей принадлежности к школьному коллективу, детской организации, необходимость сочетания личных и общественных интересов, стремления создавать атмосферу подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
  • Формировать осознание роли физического совершенствования в развитии личности, сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к общественно полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, к активному участию в работе оборонно-спортивных, санитарно-оздоровительных мероприятий.

Содержание проблемы

  • Гражданин и школьный коллектив.
  • Интересы личностные и коллективные.
  • Знания в жизни человека.
  • Познавательная активность и культура умственного труда.
  • Выполнение роли хозяина в школе.
  • Участие в самоуправлении.

Рекомендуемые формы реализации направления «Я и школа»

  • Вечера, праздники, встречи, классные часы:  «От игры — к знаниям».
  • Игры на развитие логики, памяти, внимания: «Исторические битвы», «Что? Где? Когда?», «А вы слышали, что ».
  • Поэтические игры «Словарь вежливых слов», «Волшебная школа и сказочный урок».
  • Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с родителями.
  • Вечера встречи с выпускниками «Дороги, которые мы выбираем».
  • Анкетирование «Ваши профессиональные намерения».

 

Советы классному руководителю

Организация и проведение дней знаний, конференций по научно-исследовательской деятельности, дней открытых дверей. Анкетирование, тестирование.

Предполагаемый результат деятельности

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель — ученик», «ученик — ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение труда окружающих, забота о младших учащихся.

Формирование гражданского отношения к Отечеству (Я и мое Отечество)

Содержание деятельности

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества.

Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился.

Задачи

  • Развивать общественную активность учащихся. Воспитывать сознательное отношение к труду и народному достоянию.
  • Экономическое воспитание.
  • Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
  • Формировать осознание нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние, необходимость защиты от разрушения и загрязнения.
  • Формировать стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих.
  • Воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.
  • Формировать стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний и совершенствование умений и навыков.

Содержание проблемы

Сегодня очень актуален вопрос патриотического воспитания. Важно уберечь подростков от перерастания протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству, его народу.

Рекомендуемые формы реализации направления «Я и Отечество»

  • Акции: «Мое Отечество», «Отчий край», «Земля — мой дом», «Забота».
  • Спортивные праздники: «Салют, Победа!».
  • Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.
  • Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии.
  • Уроки мужества.
  • Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты свое Отечество?»

 

Советы классному руководителю

Организация и вовлечение учащихся в работу  кружка «Истоки». Организация и проведение классных часов, праздников, расширение знаний о традициях русского народа, об истории России.

Предполагаемый результат деятельности

Осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защитить свое Отечество.

Формирование гражданского отношения к планете (Я и Планета)

Содержание деятельности

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин — в ответе не только за себя, свою семью, но и за всю Планету.

Мир сегодня — это гуманизация всех специальных, межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем рассматривается как выход из кризисной ситуации, связанной с экологическими и социальными проблемами.

Задачи

Воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства объективного мира.

  • Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности.
  • Формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Рекомендации классному руководителю

В целом образ жизни формирует у учащихся отношение к жизни как исти­ной ценности, которая строится по законам добра и красоты. В этой работе можно использовать сократовские беседы на тему «Достаточно ли родиться, чтобы быть человеком?», в ходе которых ставятся вопросы, а ответы ребята смогут давать только в своем дневнике. Приобщение учащихся к мировой культуре должно происходить систематически. Для этого можно проводить песенные, танцевальные, поэтические часы, турниры, художественные аукционы.

Предполагаемый результат деятельности

Учащийся осознает, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Он должен задуматься над своим существованием на планете Земля и способами ее сохранения.

Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение экологии и мира на Земле.

Формирование гражданского отношения к искусству (Я и культура)

Основное содержание

Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира, развитие духовного мира школьника на основе познания искусства, литературы, фольклора, гуманно-эстетических проблем современного миропонимания в области культуры.

Задачи

  • Воспитывать чувство прекрасного, развивать творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности.
  • Формировать эстетические вкусы, идеалы.
  • Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Содержание проблемы. Гражданин и искусство

Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребенка и реализация их через сеть кружков, клубов и секций, конкурсы, праздники, экскурсии и т. д.

Рекомендуемые формы реализации направления «Я и культура»

  • Акции «Красота спасет мир».
  • Вечера.
  • Конкурсы.
  • Экскурсии в музеи, к памятникам искусства.
  • Лекции по искусству (литература, МХК, ИЗО, музыка).

Советы классному руководителю

 Организация и проведение классных часов, праздников, расширение знаний об искусстве.

Предполагаемый результат деятельности

Осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Психолого-педагогические рекомендации по реализации программы «Я гражданин России» с учетом возрастных особенностей учащихся

Психологические особенности учащихся разных возрастных периодов.

Известно, что ребенка любого возраста уже можно назвать личностью, но нужно помнить, что личность эта пока еще очень хрупкая. Для того, чтобы она не сломалась, чтобы эффективно осуществлять «сопровождение» ребенка по школьному пути в рамках предлагаемой программы, педагогу необходимо знать, какие особенности присущи ученику на каждом возрастном этапе его школьной жизни.

Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития. Социально-педагогические условия, задаваемые ему школьной средой, в ряде случаев выступают как основной гарант достижения этих целей, а в других ситуациях накладывают определенные ограничения. Педагог, сопровождая ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для развития, а с другой стороны, приспособить его особенности к заданным условиям школьной жизнедеятельности. Такие особенности можно обозначить как психолого-педагогический статус школьника. Он представляет собой совокупность психолого-педагогических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих влияние на успешность развития учащихся на всех возрастных этапах школьной жизни.

Психолого-педагогический статус младшего школьника (6-11 лет)

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Ученики третьих и пятых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление.

Для ребенка этого возраста ведущей становится учебная деятельность, но нужно учитывать, что игровая деятельность тоже имеет большое значение. Детские игры изменяются, они приобретают более совершенные формы, служат средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств. Они выступают как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, обучение, труд.

Особую трудность для детей, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей регуляции своего поведения, сдерживания эмоций, ограничения естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах. Многие из них быстро утомляются, устают. Но учащиеся 3-5 классов уже в состоянии управлять собой и внешне — своим поведением, и внутренне — своими психическими процессами и чувствами.

Самооценка детей в этом возрасте непосредственно зависит от оценок, даваемых взрослыми ребенку, и его успехов в разных сферах деятельности. Появляются самооценки: адекватные, завышенные и заниженные.

Многие дети к концу младшего школьного возраста уже способны сознательно поставить перед собой цель и добиваться ее реализации.

В этом возрасте в основном оформляется характер человека, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а в межличностном общении — контактность, покладистость, доброта, преданность и исполнительность.

Новообразованием младшего школьного возраста является формирование у ребенка внутренней позиции школьника, которая характеризуется познавательной потребностью и потребностью в общении.

Очень важным является и появление рефлексии, которая позволит ребенку отнестись к собственной деятельности и к своим поступкам как бы со стороны.

Психолого-педагогический статус младшего подростка (11-15лет)

В младшем подростковом возрасте происходят существенные изменения психики у ребенка. Усвоение новых знаний и представлений об окружающем мире перестраивают сложившиеся ранее у детей житейские понятия, школьное обучение способствует развитию теоретического мышления. Ученики уже могут производить все виды интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение и др. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка и других психических процессов. По словам Д.Б.Эльконина, память становится «мыслящей, а восприятие — думающим».

Учебная деятельность теряет свой статус «ведущей» деятельности, но продолжает оставаться основной общественно значимой и оцениваемой деятельностью. Ее роль и функции меняются. Ученики младшего подросткового возраста осваивают самостоятельные формы работы, способы «добывания» новых знаний.

В средней школе расширяется содержание самого понятия учения, так как теперь оно не ограничивается только рамками учебных программ, а часто выходит за ее пределы, осуществляется самостоятельно, на основе собственных намерений и целей.

Ведущей деятельностью младшего подростка становится общение. Именно оно начинает определять многие стороны личностного развития детей. Появляются уже достаточно ясно осознаваемые притязания детей на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений класса, формируется статус ученика в этих системах.

Происходят изменения в тех нормах, которыми регулируют отношения одноклассников друг с другом. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются, в основном, нормами «взрослой» морали, то есть успешностью в учебе, выполнением требований педагога, то в младшем подростковом возрасте на первый план выступают стихийные детские нормы, связанные с представлениями детей о том, какими качествами должен обладать «настоящий товарищ».

У младшего подростка появляется чувство взрослости. Все стороны его развития подвергаются качественной перестройке. Этот возраст традиционно считается самым «трудным» в воспитательном отношении. Эти трудности связывают с половым созреванием: у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций. Эти изменения называют «гормональной бурей». Следствием переживаний подростка может быть снижение самооценки. Появляется интерес к детям противоположного пола и взаимоотношениям с ними.

Развитие рефлексии понятийного мышления меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, оценки, суждения.

У младших подростков активно совершенствуется самоконтроль деятельности. Они начинают систематически заниматься самовоспитанием. Любят приключенческие, романтические фильмы и литературу, так как их героям присущи качества мужественности, смелости, характер и сила воли.

Предлагаемые мероприятия по реализации программы с учётом возрастных особенностей

Направление «Я и я»

Младший школьник:

  • развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, воображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различные игры и упражнения:
    • «Что изменилось?»,
    • «Пишущая машинка»,
    • «Минутка»,
    • «Тренировка ритма внимания»,
    • «Пиктограмма»,
    • «Цепочка слов»,
    • «Исключи лишнее»,
    • «Назови одним словом» и другие.

Младший подросток:

  • формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «Я» через беседы на классных часах и консультациях:
    • «Кто я? Какой я?»,
    • «Я и сотни других»,
    • «Чем я отличаюсь от других»,
    • «Хочу и надо»,
    • «Моё хобби»;
  • формировать положительную Я-концепцию через аутотренинги, тренинги общения («Я горжусь собой»), различные тесты («Я — реальное, я — идеальное», «Познай себя» и другие); ведение личного дневника;
  • формировать половое самосознание и здоровый образ жизни через:
    • беседы на классных часах:
      • «Спорт и здоровье»
      • «Гигиена подростка»
      • «Режим дня в жизни школьника»
      • «Суд над алкоголем, наркотиками»;
    • анкетирование, тестирование детей и их родителей.

Направление «Я и семья»

Младший школьник:

  • формировать навыки санитарно-гигиенической культуры, воспитывать уважение к членам семьи через:
    • беседы на классных часах об уходе за телом, о культуре питания, сна, об уходе за одеждой, о здоровье, о режиме;
    • праздник «Друзья Мойдодыра»;
    • беседы:
      • «Что, значит, быть хорошим сыном, дочерью»,
      • «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них»;
    • конкурсы рисунков:
      • «Я и моя семья»,
      • «’Золотые бабушкины руки» и др.;
    • конкурс стихотворений о семье.

Младший подросток:

  • научить подростков навыкам общения в семье через:
    • беседы:
      • «Забота о родителях — дело совести каждого»,
      • «Жизнь близких как забота моего я»;
    • ролевые игры с проигрыванием ситуаций, связанных с общением в семье (с мамой, папой и др.);
    • праздники:
      • «Славим руки матери»,
      • «Семейные традиции»;
    • встречи с интересными людьми:
      • «История глазами моих родственников»,
      • «Национальные традиции в моей семье»,
      • «Моя родословная»;
    • конкурсы сочинений:
      • «Я и мой старший брат»,
      • «Я в ответе за младших в семье»;
    • выставки фотографий " Наша история в семейном альбоме «.

Направление „Я и искусство"

Младший школьник:

  • познакомить с произведениями искусства, воспитывать чувство прекрасного, развивать воображение, творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности.

Предлагаемые формы:

  • беседы:
    • „Что такое красота",
    • „Красота в природе и искусстве",
    • „Как прекрасен этот мир",
    • „В мастерской худ